НА ГЛАВНУЮ  КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
 
 Что такое ADHD.
 ЕСТЬ ЛИ ADHD СИНДРОМ У РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ?
Фонд «Хелг»,В. Г. Малышев,О. Р. Корлюгов
 
        Проблема «трудных»  подростков всегда существовала в нашем обществе.
        Почему они «трудные»?  На этот вопрос пока нет ответа! …  Мы только знаем,  что они существенно отличаются от «нормальных» детей своей импульсивностью,
рассеянным вниманием, гиперактивностью.  В школе такие дети плохо учатся.  Правда, некоторые дисциплины им дают-ся хорошо. А вот математика, физика, рисование, черчение и др. дисциплины, там где необходима усидчивость, сосредо-точенность внимания … даются трудно.   А иностранные языки – часто непреодолимая проблема. Сколько бы не учил слова, не запоминаются!  Очень плохо с грамматикой русского языка.  Речь быстрая, часто косноязычная, невнятная.  Много слов - паразитов  в его лексиконе. В разговоре собеседника часто перебивает, своим ответом не дает высказать вопрос до конца.  На уроке дисциплинированно сидеть очень трудно; такие подростки, как правило, садятся за самые дальние от учителя школьные парты и часто там занимаются «посторонними» делами… При ответах на поставленные вопросы учителем такой ученик обычно либо молчит, либо говорит что-то невнятное, не по существу.  «Я учил», - «вы-давливает» он из себя в ответ на справедливые упреки учителя. И в классном журнале очередной раз появляется соответ-ствующая отметка…     И т.д. и т.п.  Эти ребята как будто бы не дебилы!  Так почему же у них многое не получается в жизни?!!  Порученное дело не могут довести до конца.  Не хватает упорства в достижении цели? Скучны уроки? Конеч-но, не без этого… Но почему же другие хорошо учатся, а он - нет!  Эти вопросы постоянно задают учителя родителям, родители учителям, а все вместе этому подростку.  Пристыженный подросток не может ничего ответить.  Едва слышно говорит: «Я стараюсь…, но у меня часто ничего не получается».  Родители говорят, что дома они капризны, не усидчивы, не предсказуемы.  Школьные уроки выполняют кое-как, лишь бы сделать видимость, что делают домашнее задание. А там,  скорее на улицу, к «своим» ребятам.  Естественно, такие дети получают справедливые упреки от родителей, школь-ных учителей. Не всегда эти ребята уживаются со сверстниками. Ссоры…, драки….!     И вот «гонимые» всеми «трудные подростки» убегают из дома, бродяжничают, попадают в сомнительные компании и т.д. и т.п.   Сколько слез родителей по этому поводу пролито, сколько проблем         возникает с такими детьми у учителей, педагогов, воспитателей?
        Так, кто же такой «трудный» подросток?  Почему он такой «особенный» в поведении, в отношении к учебе, труду, роди-телям, знакомым, близким?  Непредсказуемость поведения такого ребенка в «нормальном» обществе толкает его искать общество «единомышленников».   Там он всегда понят и принят. В таком обществе обычно культивируются примитив-ные социально-духовные ценности, а  «объединяющим» началом часто становятся бутылка спиртного….,  наркотики….  Проблема, которая у нас в стране считается сугубо педагогической. Учителя обычно говорят: «Надо воспитать подростка «правильным» человеком…  Надо перевоспитать подростка, чтобы он был как все …, хорошо учился, хорошо работал, создал семью….».   Можно услышать и такое: «Если не станешь как все, тебя перевоспитает колония…?!» Можно ли ис-править поведение такого подростка методом убеждения, наказания или поощрения? Много ли детей таким образом «пе-ревоспитывалось»?  Статистика умалчивает!  Иногда родители таких детей стараются занять их «по интересам», записы-вают в различные секции, кружки, индивидуально интенсивно изучают с ними иностранные языки…  Но часто, к сожа-лению, это оказывается малоэффективным!  Разочарование родителей, напрасно выброшенные на «ветер» деньги.  Кто не знает такие семьи, даже «благополучные» …   «Что же делать?», - спрашивают обеспокоенные родители. Все пожимают плечами.  «Неудачник!», - соглашаются все.  «Неудачник!», - мысленно произносит  подросток.  Так ли это?
Не являются ли  «особенности» поведения и осмысления действительности «трудного» подростка отражением функции «особенного» головного мозга.   Ведь мы  знаем, что только мозг может отражать  реальную действительность; при на-рушении функции мозга всегда искаженно отражается в нем окружающая обстановка.  В таком случае, можно ли  «труд-ных» подростков перевоспитать, т.е. для коррекции их «неправильного» поведения использовать преимущественно педа-гогические, т.е.  психотерапевтические методы воздействия?
        В Американском обществе проблема «трудных» подростков не существует. В то же время у них есть общенациональная  проблема - проблема ADHD синдрома у детей.  ADHD (Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder - дословно переводится Дефицит Внимания - Гиперактивность)    Для таких детей типично:
· Импульсивность;
· Забывчивость;
· Постоянное чувство надвигающейся катастрофы;
· Склонность терпеть неудачу;
· Неспособность к выполнению поставленной задачи;
· Непредсказуемость;
· Капризность.
        Ученые установили, что эти  характерологические черты  появляются уже в раннем детском возрасте, они относительно постоянны и  трудно поддаются убеждению (корректировке) со стороны окружающих его людей.  Особенности поведе-ния таких детей создают большие проблемы в школе, поскольку учителям трудно понять, почему, скажем,  «ученик пом-нит тему и объем домашнего задания в понедельник и  во вторник, и «напрочь» забывает в среду».
        У детей  с ADHD  нередко возникают большие жизненные трудности. Они связаны, в первую очередь, с социальной дезадаптацией и обусловлены:
· неспособностью к усвоению изучаемого в учебном учреждении материала;
· принижением чувства собственного достоинства (это усугубляется неспособностью подростка адаптироваться к здо-ровой социальной среде своих сверстников в силу вышеописанных психосоциальных проблем).  Все эти факторы порождают большие проблемы не только в школе, но и  в семье.
Ребенок замыкается в себе, ищет выход из создавшегося положения.  Если сравнить признаки поведения «трудного» подростка и ADHD синдрома то они практически идентичны.
В Американском обществе эту проблему пытаются решать всем обществом и прежде всего с помощью многочисленной армии  медицинских работников.  Статистические данные показывают, что около 3,5 млн.  детей в   США страдает этим недугом, и  для решения этой проблемы щедро выделяются большие финансовые средства из федерального (Американ-ского) бюджета.
        Возникает несколько вопросов.
1. Сколько у нас в России «трудных» подростков?
2. Кто они, какова их судьба? Как они живут, учатся, контактируют с окружающими людьми?
3. Является ли проблема «трудных» подростков чисто педагогической?  А быть может в первую очередь эта проблема медицинская?
Вокруг проблемы о существовании ADHD у Российских детей, как не странно, может развернуться острая дискуссия. Как сказал нам недавно один знакомый врач , проблемы ADHD синдрома  у нас в России нет и быть не может. Это все придумали ученые Запада, чтобы «затуманить» нам мозги.  У нас и так много других проблем.  Они там у себя «жи-реют» (а почему они все - таки там «жиреют», в чем причина !!)
и им некуда деньги девать (!!!), поэтому они и вкладывают их во всякие
сомнительные программы (??). А у нас эта проблема решается педагогическими
(психологическими) методами (а  значимость их   кто же  отрицает?!) и это
абсолютно верно.    Не будем спорить о значимости  психосоциальной и
педагогической реабилитации «трудных» подростков, но может быть сначала помочь им «подлечить» их головной мозг, чтобы потом они могли бы относительно неискаженно (в какой-то степени объективно) оценить значимость применяе-мых немедикаментозных программ, а значит эффективно усвоить их принципы и элементы.
        Вопрос остался без ответа?…
4. Если проблема «трудных» подростков  прежде всего медицинская, то какой процент таких детей в России страдает  ADHD синдромом?
5. Если в  России есть дети с ADHD синдромом, то какая программа  помощи может быть представлена нашими Госу-дарственными структурами,  которые обязаны эту проблему  решать?
6. Если таких программ нет или они недостаточно эффективны (хотелось бы услышать, почему?),  то не  «превращает-ся» ли «нелеченный» ADHD синдром у детей  в аналогичный (или подобный ему) синдром у взрослых?  Ведь «Все мы родом из детства»… Другими словами, не «переходят» ли проблемы детства во «взрослые» проблемы в период взросления головного мозга? Или, не превращаются ли «минимальные мозговые дисфункции» (синоним ADHD син-дрома)  у детей в «максимальные мозговые дисфункции» у взрослых по мере развития и старения головного мозга?
К счастью, на эти и другие вопросы медицинская наука уже отчасти ответила.  Особенно уникальны на этот счет ре-зультаты крупнейшего детского невропатолога,   бывшего заведующего кафедрой детской неврологии Казанского ГИДУВа  профессора Александра Юрьевича Ратнера. Все его многочисленные статьи и монографии опубликованы  и пользуются заслуженным признанием среди детских невропатологов, акушеров и гинекологов, педиатров, а также специалистов смежных дисциплин как у нас в стране, так и за рубежом.  Читайте их и вы найдете ответы на  ряд воз-никающих у нас вопросов, относительно особенностей функционирования и кровоснабжения головного и спинного мозга у детей при различных неврологических заболеваниях.  В некоторых из его монографиях поднимается проблема «минимальной мозговой дисфункции» у детей (аналог ADHD синдрома) и говорится о некоторых социальных по-следствиях, возникающих при этой патологии  (обычно это рост числа «дезадаптированных» к социальной среде де-тей, что часто определяет степень «криминогенности»  современного общества).  Такие  «асоциальные» личности (много ли их в нашем обществе?) нередко становятся алкоголиками и наркоманами (о этом как о медицинской про-блеме мы поговорим подробнее).
        Если можно ввести термин «максимальные мозговые дисфункции» у взрослых, то как часто такая дисфункция голов-ного мозга встречается (Где статистика?)?  При искаженном представлении о действительности таким мозгом, оче-видно будет и искаженное поведение такого человека. Отсюда социальная дезадаптация его в обществе. Быть может таких взрослых достаточно много на всех уровнях «социальной лестницы» нашего общества.  Быть может это один из важных факторов, определяющих общепринятый у нас термин:  «больное Российское общество».  Чем оно болеет?  Если оно не «больное», то почему мы так плохо (почти во всех отношениях!) живем на самой богатой (по природным и интеллектуальным ресурсам!)  земле мирового сообщества.
        С другой стороны, кто такие взрослые люди,  имеющие в своем анамнезе  ADHD синдром?  Гении или не очень…?  Бунтари или тихони…?  Удачники  в этой жизни?  Как они живут?  Где учатся, работают?  Какие у них жизненные идеалы, пристрастия…?  А самое главное, как они воспринимают окружающую их действительность своим часто «неуправляемым» головным мозгом?  Есть ли у них синдром «максимальной мозговой дисфункции»? Если они соци-ально дезадаптированы и у них нет (или недостаточны развиты)  регуляторные процессы головного мозга, направлен-ные на поддержание своего социального, поведенческого, духовно-нравственного статуса и др., то такие люди, скорей всего, являются  отверженными или униженными в  обществе.  Такие люди, естественно, «замыкаются в себе». У них все «валится из рук»,   обычно не складывается семейная жизнь, возникают плохие отношения с коллегами на произ-водстве (А если у них семья и работа?), наблюдаются частые конфликты с окружающими людьми.  Они мало инициа-тивные (ведь все равно ничего не получится!), лентяи (?), часто не доводят начатое дело до конца, внимание их посто-янно рассеянно и т.д.  Эти люди   становятся эгоистичными, раздражительными, нетерпимыми в обществе. С другой стороны, у них принижено чувство собственной значимости, они медлительны и неспособны на плодотворную твор-ческую работу. У них часто возникает бессонница, временами депрессия, головные боли, нередко «подскакивает» ар-териальное давление и появляются другие  расстройства, укладывающие в типичную  симптоматику мозговых сосу-дистых нарушений. Куда такие люди уходят от действительности, точнее от искаженного представления о ней?  Оче-видно, все эти факторы являются благодатной почвой для приобщения взрослых  к спиртному,  а  молодых  людей – к наркотикам (об этом мы знаем из многочисленных литературных источников различного жанра).
        Вспомним известное изречение. Чем отличается Россия от других стран?  «Дураками и дорогами».  Что такое дураки?  Дебилы?  Нет!!  Очевидно, у таких «дураков» в голове не «так все устроено».  Почему? Что нашему мозгу не хватает, чтобы не быть такими «дураками»?  Как сказал мне один знакомый, вот было бы «хорошее» правительство, было бы и у нас все хорошо!  Так ли это?  Все ли зависит от нашего правительства?  Если нет, то что же все таки зависит от не-го?  Не проблема ли головного мозга – проблема «дураков»? Что нужно сделать, для того чтобы «дураков» было меньше?  Перевоспитать, изолировать от общества (какого?  «умного»?)  Мы все это неоднократно пробовали. Что-то не очень то получалось?  А может попробовать  полечить этих наших «дураков»?
        Что такое «плохие дороги» у нас в стране? Мы понимаем это изречение несколько шире. Под «плохими дорогами» мы подразумеваем низкое качество выпускаемой продукции населением. Почему оно (это население) так плохо работает (Лень?, Неуверенность в завтрашнем дне?.. Абсурд!).  Но эти неустроенность быта, развал в экономике, частый «ха-ос» в политике и другие негативные явления в нашей жизни  мы ощущаем теперь постоянно. Почему у нас товары низкого качества, когда во всех цивилизованных странах люди стремятся к комфортному существованию, богатству,  к так называемой «достойной» жизни?  Пользуясь нашими товарами (какое бы чувство патриотизма  за Родину у нас не было!), чувствуешь себя очень ущербным и униженным. Одновременно возникает чувство досады  за наш Народ и нашу Родину!  Почему нам всем так не везет?!!  Некоторые ученые договорились до того, что мы народ «особый» (??), что на нас отрицательно влияют какие-то специфические «геополитические условия» (какие??) и еще масса дру-гих (часто иллюзорных)  факторов и т.д. и т.п.  А надо ли эти «причинные» факторы гипертрофировать для объясне-ния нашего «тотального» неблагополучия? Неужели мы «особый» народ?  Почему мы так живем, а все другие в этом мире - по другому (лучше)?  Может быть в этих рассуждениях и кроется фактор искаженного отражения нашей дей-ствительности, не совсем верное представление о нормах и правилах человеческого общежития, устройстве человече-ского общества.  Мы все же хотим жить лучше, по справедливости, желая благополучия себе и близким (если мы это-го не хотим, то это уже явная патология головного мозга), а как это сделать – мы не знаем!!!   Отсюда всякие соци-альные перевороты, от которых мы уже давно устали!  Что же дальше с нами и с нашим обществом будет,  никто не знает!  Отсюда возникает чувство депрессии (не спонтанное!), какой-то безнадежности, бесперспективности сущест-вования в нашем обществе! Этим во многом можно объяснить так называемый  «отток мозгов», когда самые лучшие наши «умы»  уезжают в другие страны и эффективно (!) работают на «чужую» экономику, всесторонне увеличивая технический, научный и культурный  потенциал зарубежных стран!  Почему они уезжают?  Почему у нас в России этим людям не дают возможность реализовать себя в полной мере? Почему у нас в стране так экономически и соци-ально «унижен интеллект», т.е. люди творческого, интеллектуального труда?
        Теперь  поговорим о так называемой «экологии мозга».  «А что и такая экология есть?»,- спросят некоторые. А почему бы и нет!  Вообще, какие задачи решает экология,  как наука?  Это оздоровление окружающей человека среды.  Человеку жизненно необходимо, чтобы он дышал чистым воздухом, пил свежую воду, питался здоровой пищей и т.д.  Все это правильно и нормально. С другой стороны, употребление алкоголя, никотина, а тем более наркотиков в по-вседневной жизни нарушает внутреннюю экологию (в широком смысле слова!) головного мозга.  Кто же об этом серьезно задумывается?  Ведь  у людей даже с небольшими функциональными отклонениями  головного мозга эти факторы могут явиться усугубляющими (а возможно и определяющими!) в развитии более серьезной неврологиче-ской и психической патологии.  Так почему же мы не боремся с этими «вредными привычками» на самом серьезном уровне?  Один мой знакомый сказал, что борьба с алкоголизмом и никотинизмом может быть эффективной и успеш-ной.  Но этому «втайне» препятствует наше государство, поскольку один из основных источников дохода в скудный бюджет России – это финансовые поступления именно от продажи  спиртных напитков и табака.  Становится не со-всем понятным,  почему государство, признанное охранять жизнь и здоровье своих граждан (согласно Конституции РФ), «втайне» способствует прямо противоположному? Слава Богу это не относится к наркотикам, а то было бы со-всем страшно! Все же надо помнить, что алкоголь относится к наркотическим средствам, а  злоупотребление алкого-лем способствует развитию трудноизлечимого абстинентного синдрома.  При этом человек становится всецело зави-сим от алкоголя, тратит деньги (может быть последние!) на его приобретение,  а государство «пополняет» им свой бюджет. Так, какая же цена этому «пополнению»? Возможно, наши рассуждения не корректны.  В то же время мы понимаем, какая «польза» обществу от такого работника и семьянина?  Он же становится не производителем, а всеце-ло потребителем материальных благ в обществе!  Мало того, у алкоголика  сокращается продолжительность жизни, а мы и без того теперь говорим (в настоящее время уже с ужасом…) о «естественной» убыли населения, когда смерт-ность уже в несколько раз превышает рождаемость населения (такую печальную статистику недавно обнародовали в Ульяновской области!). Нужен ли этот, как мне кажется,  немаловажный отрицательный социально-экономический фактор нашему государству в обмен на «мнимое» поступление таких денег в бюджет  (странный источник дохода в государственную казну!)?  Более того,  люди злоупотребляющие алкоголем, становятся представителями так назы-ваемых «дураков», которые начинают делать «плохие дороги».  А это уже реальная угроза экономики нашей страны!
        Настал серьезный разговор о проблеме наркомании у нас в России.  Мы с ужасом следим за быстрым распростране-нием этого грозного явления в нашей повседневной жизни (Как себя вести при этом? Что делать? Растерянность?!…) Самое странное то, что мы не знаем истинных цифр наркоманов у нас в стране.  Может кто-либо знает об этом и уже боится сказать?! Странно все это! При общении с подростками-наркоманами, они не без «гордости» говорят о том, что в г.  Ульяновске уже «целыми домами» молодежь «сидит на игле».  А где официальная статистика? Наверное, цифры должны быть ужасными! А может быть такой проблемы у нас в стране и не существует? Откуда тогда рост подростковой преступности (ведь наркоманам нужно где-то достать деньги на «дозу») и различных «социально-медицинских» проблем- ВИЧ-инфицированных с резким скачком заболеваемости сифилисом, гепатитом В и С, ту-беркулезом и др.  Значит все же надо заниматься проблемами наркомании.  Как это делать?  Правоохранительные ор-ганы пытаются бороться с этой серьезной проблемой нашего общества своими методами, периодически «отлавливая» наркоторговцев, наказывая законным путем распространителей и потребителей наркотиков, однако этих сил и средств, очевидно, явно недостаточно, чтобы хотя бы приостановить распространение наркотиков в России.  Воспита-тельные (принудительные)  меры силами педагогов, наставников, психологов, социальных работников могут лишь (в лучшем случае) «притормозить»  вовлечение еще здоровых детей в ряды наркоманов. Однако, в условиях чрезмерной (уже критической!) массовости распространения наркотиков среди молодого населения эта мера становится с каждым годом все менее и менее эффективной, поскольку согласно статистики, один наркоман ежегодно «сажает на иглу»  еще трех человек. Так, пройдет немного времени (неизвестно сколько, у меня нет объективных статистических дан-ных!) и теоретически (а возможно и практически!) вся молодежь  страны  станет потреблять наркотики.  А ведь моло-дежь – это наше будущее!!  Без нее нет надобности  планировать развитие  нашей страны (о каком благополучии на-селения может в таком случае идти речь?!) При этом остается нам жить только  «одним днем» (так теперь «многие живут!»).  Странно все это!  Вместо того, чтобы объединить все здоровые интеллектуальные силы общества на борьбу с этим коварным злом, мы чего-то непростительно медлим.
        При этом все средства массовой информации  (как мне кажется, в угоду распространителям наркотиков) кричат: «наркомания не излечима!!!».  Еще в прошлом году одно высокопоставленное лицо по телевидению заявило буквально следующее: «героиновую войну мы, кажется, проиграли!»  А что же дальше делать,
«ползти на кладбище!»  Нет, нет и нет!!!   Это должны понять все люди  доброй воли!   Ведь находились же силы и средства для противодействия  и борьбы с  различными эпидемиями и даже пандемиями (натуральной оспы, чумы, холеры и других особо опасных инфекций)  в столь далекие времена!  Только нужно понять важность всей проблемы, затем успокоиться и, не теряя времени, взяться всем нам (в первую очередь – специалистам-медикам) за дело.
        Основная задача врача – помочь больному преодолеть свой недуг.   Ведь должны же быть эффективные средства лечения наркомании!!  Где они?  Кто о них знает?!  Конечно, для разработки эффективных способов лечения наркоманов надо обладать знаниями прежде всего патогенетических механизмов развития наркотического абстинентного синдрома.  Именно наличие этого синдрома на фоне компульсивного  влечения  «заставляет» наркомана «бежать» за очередной до-зой наркотика. Никакими убедительными и принудительными мерами его не остановить.  А ведь у нас в стране все мероприятия по «предупреждению» рецидивов у наркоманов  включают в себя лишь психотерапевтическую коррекцию  на фоне малоэффективного сиптоматического лечения. Больному приписывают мощные седативно-снотворные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, длительное потребление которых само по себе вызывает «привыкание», от которого требуется дополнительное лечение. Более того, любое из применяемых на сегодняшний день лекарственных средств при лечении наркозависимости не лишено побочных эффектов, токсическим образом воздействуя  на (и без того пораженных наркотиками)  печень, почки,  нервную, эндокринную и иммунную системы.   И за рубежом не лучше!  Откуда эти, так называемые «Метадоновые Программы»? От лукавого?!   Так, что же все-таки нам делать?  Остается только одно – рабо-тать, искать такие средства, которые бы были эффективными и в то же время не оказывали отрицательных эффектов на организм даже при длительном их применении.  Такие средства есть, и они нами выбраны из большого перечня офици-ально разрешенных лекарственных препаратов путем длительных экспериментальных исследований, а затем уже клини-ческих наблюдений (все эти препараты  зарегистрированы в Фармакологическом Комитете МЗ РФ как лекарственные средства). В настоящее время известны три таких препарата, и при сочетанном их применении достигается желаемый результат. Эти лекарственные препараты при их дополнительной активации (ноу хау) в комплексе избирательно стиму-лируют угнетенную опиатами эндорфиновую систему на фоне нормализации нейромедиаторного метаболизма (прежде всего дофаминергического, серотонинергического и норадренергического обмена) головного мозга.  При этом уже через несколько дней от начала лечения у больных исчезает бессонница, депрессия, появляется аппетит. Одновременно исчеза-ет «влечение» к наркотику (в частности к героину) и при правильном соблюдении курсового лечения этими препаратами стадия ремиссии закономерно удлиняется, а около 80%  таких пациентов полностью отказываются от потребления нар-котиков (это наши статические данные по результатам наблюдения за 144 леченными  наркоманами, при этом период наблюдения составляет уже около двух лет).   Способы активации этих препаратов, а также  разработки схем их совмест-ного использования, которые строятся по индивидуальному принципу,  являются приоритетными для России.  Кстати сказать, за  период клинических наблюдений за результатами лечения героинового абстинентного синдрома по разрабо-танному мною методу я  выслушал немало саркастических, порой обидных упреков в свой адрес. Бог им судья!  Это даже не оппоненты, а мелкие «злопыхатели»! Настоящие оппоненты, как нам кажется, должны вести диалог «на равных» и представлять аргументированную, основанную на фактах и личном опыте, точку зрения. Они («злопыхатели») часто го-ворят, что мы, как врачи, должны понимать, что «волшебных препаратов» не существует для лечения наркомании. Мы и не утверждаем этого (это не в качестве оправдания!). С другой стороны, мы задаём резонный вопрос: «А у Вас есть ка-кие-либо свои методы лечения, эффекты которых можно было бы объективно сопоставить с предлагаемым нами методом и/или с существующими (общепринятыми)? Мы знаем как это сделать и готовы к экспертизе  Вашего (если он есть!) и нашего метода».  Ответа, как правило, не бывает, только… злобное ворчание.
        Программа помощи наркоманам  названа «CIKLAMEN”® по названию  дикорастущего растения, который очень красиво цветет (действительно эта программа очень трудно, в течение длительного времени «пробивала себе путь» через «преграды» равнодушия,  непонимания,  даже угроз и травли автора разработки. Но вот настал ее час и она медленно «расцветает»). Эта программа в скором времени будет иметь законченный вид, когда окончательно «состыкуются» все звенья терапевтического противорецидивного лечения опийной наркомании.  Эти звенья включают в себя комплексное использование медикаментозных препаратов на фоне применения методов фито-, витамино- минерало- и диетотерапии, а также лазеро- и КВЧ-терапии, подобранных индивидуально для каждого больного.   Однако даже сейчас, по результатам меж-дународных экспертов, программа «CIKLAMEN”® по положительному эффекту не уступает классическим «Метадоно-вым программам» (к счастью запрещенных у нас в России!), в то же время она вполне безопасна для организма (без ви-димых побочных эффектов) даже при длительном применении.  При этом лекарственные препараты и другие компонен-ты, которые используются в программе  «CIKLAMEN”®, не являются наркотическими веществами и не обладают эф-фектами «привыкания», как это отмечается при использовании  того же Метадона. Об этом свидетельствуют официаль-ные документы к их применению, и мы готовы представить эти документы любой официальной экспертной комиссии.
Принцип безопасности, надежности  и эффективности будет неуклонно соблюдаться при дальнейшем совершенствова-нии  программы «CIKLAMEN”®.
        Разработка программы  «CIKLAMEN”® стала возможным благодаря современным достижениям патофизиологии головного мозга, а также нейрофизиологии, нейрокибернетики, нейрофармакологии, нейрохимии (в частности биохимии медиаторного обмена).  Профессор В. Г. Малышев длительное время углубленно изучал функцию головного и спинного мозга, а также механизмы нарушений этих функций при патологии (при черепно-мозговой травме и ротационной цервикальной травме. У истоков этих разработок- проф. А. Ю. Ратнер, проф. И. А. Студенцова,  проф. И. М. Рахматуллин, проф. А. П. Цибулькин, проф. М. М. Миннебаев, (г. Казань), а также член-корреспондент  РАМН  проф. И. В. Ганнушкина (Москва).  Низкий им поклон за кропотливый труд по «шлифовке» меня как ученого! Особый знак признательности нам хочется выразить члену-корреспонденту РАМН проф. И. В.  Ганнушкиной и проф. И. А. Студенцовой.
        Вернёмся к вопросу о наркомании в России. Откуда «берутся» эти наркоманы, которых все вокруг считают «изгоями» общества?  В семье наркомана создается ужасная психотравмирующая ситуация,  когда родители вдруг узнают, кто такие их сын или дочь.  При этом проходит уже достаточный срок (и год, и два, и три) потребления наркотиков, а родители об этом даже и «не знали» (??). Откуда дети брали и продолжают брать деньги на наркотики, родители даже не задумываются (??).  С другой стороны, наркоманы сами тщательно скрывают источники денежным поступлений; ведь деньги им достаются, как правило, незаконным путем. Родители часто узнают о случившимся только по признакам исчезновения ценных личных вещей, дорогой бытовой аппаратуры и т.д. (Какая беспечность??). А ведь подросток уже стал на преступный путь своего существования, часто занимаясь не только мелким воровством, но и более крупными  грабежами, насилием и т.д. Все это, как известно, один из важнейших факторов утяжеления и без того сложной криминогенной си-туации  в России.  С наркоманией, естественно, борются наши правоохранительные органы. С другой стороны, как быть тем наркоманам (я не встаю на их сторону, а лишь анализирую сложившую ситуацию), у которых уже возникла наркоза-висимость.  Где достать наркотик, который им нужно регулярно потреблять? Поскольку любой наркотик - нелегальный препарат, а за хранение, транспортировку и потребление его  справедливо положено суровое наказание по Законам РФ, то подростку-наркоману требуется приложить все свои «умение и смекалку», чтобы как-то достать этот наркотик и не «попасться». Другое дело, если  мы прерываем наркозависимость, то такому подростку  не надо искать «дозу», что ведет к существенному улучшению той же криминогенной обстановки в стране. Более того, прерывая наркозависимость, мы закономерно удлиняем срок жизни такому подростку (ведь известно, что «нелеченный» героиновый наркоман живет в среднем 5-7 лет), делаем его относительно трудоспособным, а не только «пассивным потребителем материальных благ» в нашем обществе. По моему мнению, которое неоднократно проверялось на практике, только после медикаментозного прерывания наркозависимости наступает целесообразность применения психокорригирующих методов противорецидив-ного лечения, направленных на социальную, трудовую и духовно-нравственную ориентацию личности для эффективной  адаптации  ее в социуме.
        Кто же все-таки становится наркоманами? Почему одни дети, находясь даже в среде наркоманов,  никогда не потребляют наркотики, а соблазн (риск!) такой всегда есть. Другие же сразу, группируясь в «стаи», начинают «ширяться».  Тут то и нужно, как мне кажется, опять  вспомнить об  ADHD синдроме.  Еще раз отметим, что этот синдром – синдром «труд-ных»  подростков, которые встречаются во многих семьях, независимо от их материального достатка и семейного благо-получия.    Такие  «отверженные» и не «понятые» всеми дети с их внутренним комплексом неполноценности «выбегают на улицу», где «группируются». В этих группах им легко и свободно, можно обсудить любую свою проблему и  быть выслушанным.  Часто они критикуют взрослых (родителей, учителей и т.д.) за  «непонимание» своих проблем.  Создает-ся некий «коллективный детский ум», а на практике устанавливается четкая и жесткая иерархия взаимоотношений между такими детьми. «Вожаки», возможно более старшие и/или сильные ребята, при этом пользуются непререкаемым  автори-тетом среди других членов  такой группировки.  Вот тут то и может появиться «игла».  Навязывая свое «авторитетное» мнение, «вожак» может предложить наркотик другим подросткам данной группы, якобы для того, чтобы «расслабиться», «снять обиды», «получить кайф», как делают это другие (обычно приводятся сюжеты из «модных» фильмов, «опыт» дру-зей, подруг, а чаще всего - вымышленных «героев», регулярно и длительно (!) потребляющих наркотики). Ведь, как гово-рят они,  «ничего с наркотиков никогда не бывает, и всякая там «брехня», что говорят родители, близкие, учителя о яко-бы вредном (и даже смертоносном) действии наркотиков. На самом деле они нас только пугают…»  А «обработать» рас-пространителю наркотиков «вожака»  и дать последнему в руки наркотик, чтобы он «подсадил мальцов»  – это уже «дело техники».
        Это один из частых способ распространения наркотиков среди подростков (есть масса других способов,  подробно опи-санных в соответствующей  литературе).  Таким образом, не является ли ADHD синдром у детей провоцирующим факто-ром (или фактором «риска») быстрого роста наркомании у нас в России?  Кто занимается такими исследованиями?  Если это действительно так, то оказывая лечебную помощь детям с ADHD  синдромом, мы может эффективно способствовать профилактике распространению наркомании в России. Клинические наблюдения показывают, что программа «CIKLAMEN”® весьма эффективна и для этой категории больных.
        Итоги подводить пока еще рано, хотя по программе «CIKLAMEN”® в настоящее время уже прошли курс терапии около 150 детей г. Ульяновска, ранее злоупотребляющих наркотиками. Имеются благодарственные письма от родителей, кото-рые наконец-то «вздохнули свободно». Все правильно! Самые родные и близкие для них - собственные дети!     У роди-телей нелеченных детей-наркоманов «все валится из рук» как дома, так  и на работе.  О каком эффективном труде, твор-честве и т.д.  при этом может идти речь?  Поэтому мы, помимо всего прочего, существенно теряет дополнительные сред-ства (не поступающие в бюджет государства) из-за  недостаточно эффективной (!) трудоспособности родителей, у кото-рых дети наркоманы (а сколько таких родителей – статистики нет, также как нет статистики по наркоманам!). Все же, восстанавливая здоровье таким детям,  мы косвенно повышаем эффективность труда, а также  здоровье и долголетие час-ти (какой?) взрослого трудоспособного  населения России.
        В заключении, в порядке дискуссии, хотелось бы перед медицинской общественностью России поставить следующие основные вопросы:
· Можно ли признать факт
существования  ADHD синдрома у Российских детей в массовом масштабе? Какие аргументы - «за» и  какие - «против»?
· Кто эти дети? Какова их судьба?
Кем они становятся, когда взрослеют?  Какое оказывают влияние бывшие «трудные подростки», становясь взрослыми,  на нашу общественную жизнь (экономику, политику, духовную и нравственную ситуацию в России).  Какие профилак-тические (или другие?) мероприятия можно использовать, для предотвращения такого влияния?
· Возможна ли медикаментозная
коррекция поведения у «трудных» подростков?  Если да, то какие еще эффективные корригирующие средства Вы знаете? Постарайтесь их расположить по степени вероятностной эффективности.
· Есть ли, по Вашему мнению, связь между ADHD синдромом и наркоманием у детей и подростков, а также алкого-лизмом у взрослых?
        Хотелось бы услышать ответы и на другие, более «мелкие» вопросы, которые возникли по ходу изложения представлен-ного материала.
        Подводя  итог вышеизложенному,  хочу проинформировать о следующем.   Недавно в Интернете появился сайт известного американского исследователя автора многочисленных публикаций, отличного пропагандиста «натуромедицины» Dr. Lewis E Mehl-Madrona, M.D., Ph.D., Директора Клинической Программы. Этот ученый, являясь детским психотерапевтом, разрабатывает эффективные и в то же время безвредные  способы профилактики и лечения  ADHD синдрома.  Этот американский ученый в разделе «Новые фармакологические препараты для лечения ADHD синдрома»  опубликовал нейротропные  и вазоактивные свойства  препарата димефосфон, активная форма которого применяется в комплексной программе «CIKLAMEN”® (это один из трех применяемых в настоящее время лекарственных препаратов).  Dr. Lewis E Mehl-Madrona, M.D., Ph.D. в своей публикации называет также автора выявленных фармакологических эффектов диме-фосфона (и дает его координаты для контакта с ним), тем самым признавая приоритет исследований проф. В.Г. Малыше-ва  по данному вопросу.  http://www.healing-arts.org/children/ADHD/mediсations.htm Этот приоритет доказывается приве-денными ниже публикациями проф. В.Г. Малышева.
        СПИСОК печатных работ проф. В.Г.Малышева с опубликованными в открытой печати фармакологическими эффектами димефосфона.
1. Малышев В.Г. Закономерности кровенаполнения вертебро-базилярного бассейна при ротационной  цервикальной травме (экспериментальное исследование).  Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. мед.наук, Казань, 1991.
2. Малышев В.Г.  О метаболических эффектах димефосфона при циркуляторной гипоксии мозговой ткани.  В сб.: Ане-стезиология и интенсивная терапия при травме. Гипоксия, эндотоксемия и методы их коррекции.                Н-Новгород, 1995, С. 96-97.
3. Малышев В.Г., Тарарак Т.Я., Авакова М.Н.  Влияние димефосфона на гисто-гематические изменения ткани мозга в условиях циркуляторной гипоксии.  В сб.: Матер. Второго Междунар. Симпозиума “Проблемы саногенного и пато-генного эффектов экол. воздействия на внутр. среду организма.  Чолпон-Ата, 1995, Ч.2, С.57-58.
4. Малышев В.Г.  Вазоактивные свойства димефосфона при нарушении кровоснабжения продолговатого мозга. В сб.: Актуальные проблемы экспериментальной биологии и медицины. Ульяновск, 1996, Т.1, С.97-101.
5. Малышев В.Г., Захаревский С.А., Чванов С.Е.. Об антигипоксическом действии димефосфона. В сб.: Современные вопросы медицины. Ульяновск, 1996, С.330-331.
6. Малышев В.Г.. Захаревский С.А.. Антигипоксическая активность димефосфона. В сб.: Фармакология и токсикология фосфорорганических и других биологически активных веществ. Казань, 1996, С.87.
7. Малышев В.Г., Захаревский С.А.. Антигипоксические свойства димефосфона.
Internat. J. Immunorehabil.,1997, N4, P. 119.
8. Malyshev V.G.,.Zakharevski S.A.  Antihypoxic property of dimephosphosphonum.
Internat. J. Immunorehabil., 1997, N5, P.75.
9. Захаревский C.А, Малышев В.Г. Влияние димефосфона на продолжительность жизни плодов в условиях циркулятор-ной гипоксии. В сб.: Современные тенденции развития здравоохранения. 1997, С.361-362.
10. Козлов С.А., Атясов Н.И.,  Малышев В.Г., Таратынов И.Б., Беляев А.Н., Семенов А.В., Глухенькова Г.Н., Ионичева Л.В. Коррекция нарушений кислотно-основного состояния димефосфоном при комбинированной травме.  В сб.:
Матер. VI съезда травматологов и ортопедов России. Н-Новгород, 1997, С.98-99.
11. Горшенин Ю.А., Малышев В.Г.  Экспериментальное изучение эффективности димефосфона при  ишемии миокарда. В сб.: Современные методы исследования в клинике и эксперименте. Матер. научн. конф., посв.     35-летию ЦНИЛ КГМУ.  Казань, 1997,  Ч1. С.57-58.
12. Козлов  С.А., Семенов А.В., Малышев В.Г.  Применение димефосфона при комбинированной травме.  В сб: Совре-менные вопросы практической медицины. Тезисы 33-ей Научно-практической конференции врачей Ульяновской об-ласти. Ульяновск, 1998,  С. 434-436.
13. Власов А.П., Аширов Р.З., Подеров В.Н., Малышев В.Г.,   Тарасова Т.В., Калыганов В.В., Рункова В.В., Тюрин А.А.  Коррекция липидного обмена печени при перитоните различными лекарственными средствами.   Там же.  С.459-460.  14 Горшенин Ю.А., Малышев В.Г.  Экспериментальное изучение эффективности димефосфона при ишемии миокарда. В сб.: Морфогенез и адаптация (серия: Биология и медицина) Ученые записки Ульяновского госуниверси-тета. Ульяновск, 1998, Вып.  1(2), С.14-18.
15. Малышенв В.Г.,  Захаревский С.А   Анализ влияния димефосфона на функциональное состояние плодов при цир-куляторной гипоксии. Там же.
С.64-68.
16. Малышев В.Г.,  Захаревский  С.А.  Экспериментальное обоснование применения димефосфона для коррекции цирку-ляторной гипоксии мозга плодов. В сб: Озон и методы эфферентной терапии в медицине. III Всероссийская научно-практич.  конференция. Тезисы докладов.  С.35-36.
17 Козлов С.А.,  Малышев В.Г.,  Ионичева Л.В.,  Глухенькова Г.Н.  Костномозговое кроветворение при комбинированной травме на фоне лечения димефосфоном.  В сб.:
Вопр. теоретич. и практич. медицины. Ульяновск, 1999, С.354-356.
18. Власов А.П., Малышев В.Г.,  Аксенова С.В., Меркушкина И.В., Адамчик А.В.,
Тарасова Т.В.   Антиоксиданты в коррекции расстройств морфофункционального состояния кишки при ишемии.   Там же.  С.497-498.
19. Малышев В.Г. Эффективность димефосфона  при вертебро-базилярной недостаточности (ВББ).  Internat. J. Immunorehabil., 2001 N1, P.142.
20. Малышев В.Г.  Новый способ лечения опиатного абстинентного синдрома (ОАС).
Там же.  P.200.
21. Malyshev V.G.  New Method for Treatment of Opiate Abstinence Syndrome.
Internat. J. Immunorehabil., 2001 N2, P.93.
 
 
 
 
Hosted by uCoz